МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 86 «БЕРЕЗКА» ГОРОДА КАЛУГИ (МБДОУ № 86 «Березка» г. Калуги) _____________________________________________________________________ 248901 г. Калуга, ул. Школьная, д.15а Принято Педагогическим советом (протокол от 30 августа 2021 № 1, изменение протокол от 16 декабря 2021 № 2) Утверждено приказом МБДОУ № 86 «Березка» г. Калуги от 30 августа 2021 № 103/04-06, изменениями от 16 декабря 2021 №135а/04-06, от 01.03.2023 № 24/04-06 Положение о внутренней системе оценки качества образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 86 «Березка» города Калуги г.Калуга, 2021 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 86 «Березка» города Калуги (далее-ДОУ) разработано в соответствии с: - Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации, - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с изменениями на 21 января 2019 года, - Приказом МОиН РФ «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» от 14.06.2013 № 462 с изменениями на 14 декабря 2017 года, -Приказом МОиН РФ «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» от 10.12.2013 № 1324 с изменениями на 15 февраля 2017 года, - Уставом МБДОУ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Данное Положение определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в ДОУ (далее – внутренняя система оценки качества образования или ВСОКО), ее организационную и функциональную структуру, содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования и общественное участие в оценке и контроле качества образования, устанавливает единые требования при проведении мониторинга качества образования (далее — мониторинг) в дошкольном образовательном учреждении. 1.3. Внутренняя система оценки качества образования ДОУ (далее – ВСОКО) предназначена для управления качеством образования в ДОУ, обеспечения участников образовательных отношений достоверной информацией о качестве образования, предоставляемого ДОУ, и о его тенденциях развития. В рамках ВСОКО осуществляется оценка качества образования, выполняемая самостоятельно ДОУ с помощью процедур мониторинга и контроля. 1.4. Основными пользователями результатов ВСОКО ДОУ являются: педагоги, родители (законные представители), обучающихся. 1.5. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.6. Положение распространяется на деятельность всех работников ДОУ, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе, на сотрудников, работающих по совместительству. 1.7. В настоящем Положении используются следующие термины: Качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Система оценки качества дошкольного образования — совокупность взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев, способов, механизмов и процедур оценивания основных качественных характеристик дошкольного образования, свидетельствующих о выполнении установленных нормативов, стандартов, требований и ожиданий (потребностей) родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций. Качество условий — выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса. Качество образования ДОО — это соответствие системы дошкольного образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям и требованиям государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей, педагогов ДОУ, учителей начальной школы (учитывая муниципальную стратегию, гражданский заказ.) Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в ДОУ осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями ее реализации, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов. Используемые в ДОУ критерии оценки эффективности деятельности отдельных работников должны быть построены на показателях, характеризующих создаваемые ими условия, при реализации образовательной программы (комментарии к ФГОС ДО, письмо Минобрнауки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08-249). Оценивание качества — оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой ДОУ, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании направлено, в первую очередь, на оценивание созданных организацией условий в процессе образовательной деятельности. Критерий — признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг в системе образования — комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах, системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса. Экспертиза — всестороннее изучение и анализ состояния, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение — метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования. 1.8. Оценка качества образования осуществляется посредством: системы контрольно-инспекционной деятельности; общественной экспертизы качества образования; мониторинга качества образования. 1.9.. Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта качества образования по результатам работы дошкольного образовательного учреждения за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на текущий год. 1.10. На основании данного Положения ДОУ обеспечивает разработку, внедрение, проведение необходимых оценочных процедур, анализ, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.11. Экспертная рабочая группа для проведения ВСОКО создается на основании приказа заведующего ДОУ в количестве 4-5 человек. 1.12. Система внутреннего мониторинга является составной частью годового плана работы ДОУ. 2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества образования 2.1. Цели ВСОКО: получение объективной информации о соответствии качества образования в ДОУ требованиям ФГОС ДО, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; формирование информационной основы принятия управленческих решений. 2.2. Задачи ВСОКО: сформировать единую систему диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающую определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДОУ; получить объективную информацию о функционировании и развитии системы образования в дошкольном образовательном учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; предоставить всем участникам образовательной деятельности и общественности достоверную информацию о качестве образования; принять обоснованные и своевременные управленческие решения по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений. 2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы: объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; сопоставимости системы показателей с региональными и федеральными аналогами; доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; минимизации и сопоставимости системы показателей, единства подходов в вопросах реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий, используемого инструментария) с муниципальными, региональными аналогами; учета возрастных особенностей развития отдельных воспитанников при оценке результатов их обучения и развития соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в ДОУ. 2.4. Функции ВСОКО: Информационная. Дает возможность выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии образовательной деятельности, обеспечить обратную связь. Побудительная. Участие в оценке качества различных участников педагогического процесса воспитателей, заведующего, старшего воспитателя, родителей- повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению детей, самоанализу своего педагогического труда. Благодаря системе оценки качества процесс построения образовательной и воспитательной работы в дошкольном учреждении может стать личностно своеобразным, т.е. соответствовать широкому диапазону личностных возможностей деятельности педагога. Формирующая. Внедрение системы оценки качества в работу дошкольных учреждений позволит более эффективно использовать «зону ближайшего развития» ребенка. Для полноценного формирования личности ребенка необходимо знать его сильные, слабые и оформляющиеся стороны, что может быть полно отслежено с помощью системы оценки качества. Опираясь на его результаты, педагог сможет подобрать методы и приемы индивидуально для каждого ребенка, учитывая его возможности, что, несомненно,окажет положительное влияние на уровень развития детей, поможет избежать выпадения из зоны внимания педагога каких-либо недостатков и трудностей в воспитании личности ребенка. Коррекционная. Эта функция тесно связана с формирующей функцией. Направленность оценки качества на особенности текущих процессов предполагает обнаружение и фиксацию многочисленных непрогнозируемых, неожиданных результатов реализации образовательной работы. Среди них могут быть как положительные, так и отрицательные с точки зрения развития личности, это поможет педагогам принять меры на усиление положительного и в то же время ослабление отрицательного. III. Организационная структура внутренней системы оценки качества 3.1. Организационная структура ДОУ, занимающаяся оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию дошкольного учреждения, педагогический совет, рабочая группа. 3.2. Администрация ДОУ: - формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО в ДОУ и приложений к ним, утверждает приказом заведующего и контролирует их выполнение; - разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования в ДОУ, участвует в этих мероприятиях; - обеспечивает на основе программы ВСОКО проведение в ДОУ оценочных процедур; - организует систему мониторинга качества образования, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; - анализирует результаты ВСОКО на уровне ДОУ; - обеспечивает условия для подготовки педагогов ДОУ и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; - обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни системы оценки качества образования; - формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы ДОУ за учебный год, самообследование деятельности и др.); - принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.3 Экспертная группа: -разрабатывают методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития МБДОУ; -участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов дошкольного учреждения; -проводят экспертизу ДОУ по оценке качества образования, динамике развития воспитанников и формируют предложения по их совершенствованию. 3.4 Педагогический совет: - принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей ВСОКО ДОУ;- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ВСОКО в ДОУ; - содействует определению стратегических направлений развития системы образования в ДОУ; - принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательной деятельности в ДОУ; - содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; - заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с дошкольным образовательным учреждением по вопросам образования, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима ДОУ, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности ДОУ. 4. Реализация ВСОКО: 4.1 ДОУ самостоятельно определяет процедуру внутренней оценки качества образования в рамках нормативно-правовых документов. 4.2 Администрация ДОУ организует педагогический коллектив для внутренней оценки качества образовательного процесса и созданных условий. 4.3 Приказом заведующего ДОУ назначается экспертная группа из числа участников образовательных отношений. 4.4 Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур внутренней оценки качества образования. 4.5. Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов: 1) нормативно - установочный: - определение основных показателей, инструментария; - определение ответственных лиц; - подготовка приказа о сроках проведения. 2) информационно - диагностический: - сбор информации с помощью подобранных методик. 3) аналитический: - анализ полученных результатов; - сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин отклонения, оценка рисков. 4) итогово - прогностический: - предъявление полученных результатов на уровень педагогического коллектива; - разработка дальнейшей стратегии работы ДОУ. 4.6. Объектом внутренней системы оценки качества образования являются: Качество условий реализации ООП ДОУ: - психолого-педагогические условия; - условия развивающей предметно-пространственной среды; - информационно-методические условия; - кадровые условия; - материально-технические условия; финансовые условия; Результативность деятельности МБДОУ: - участие воспитанников в конкурсах, фестивалях, выставках и других массовых мероприятиях; - участие педагогов в выставках, конференциях, семинарах, фестивалях и др.; - укрепление и сохранение здоровья воспитанников; - результаты педагогической диагностики; - готовность к обучению в школе; - социализация воспитанников; - удовлетворенность родителей; Качество управления МБДОУ: - соответствие деятельности МБДОУ требованиям законодательства в сфере образования; - организация образовательной деятельности, в том числе дополнительных образовательных услуг; - реализация программ по сохранению и укреплению здоровья детей; - реализация инклюзивного образования; - реализация инновационной деятельности; - комплексная безопасность; - открытость и доступность МБДОУ для участников образовательных отношений; - организация финансовой и хозяйственной деятельности. V. Подведение итогов и оформление результатов внутренней оценки качества образования 5.1. Формой отчета является аналитическая справка, которая предоставляется не позднее 7 дней с момента завершения ВСОКО. 5.2. По итогам ВСОКО проводятся заседания педагогического совета МБДОУ, административные и педагогические совещания. 5.3. По окончании учебного года, на основании аналитической справки по итогам ВСОКО, определяются: качество условий образования в МБДОУ, сопоставление с нормативными показателями, проблемы, пути их решения и приоритетные задачи МБДОУ для реализации ООП ДО в новом учебном году. 5.4. Аналитические данные являются документальной основой для составления ежегодного отчета о результатах самообследования МБДОУ, для разработки и корректировки программы развития МБДОУ, основной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, дополнительных общеразвивающих программ МБДОУ, годового плана МБДОУ. VI. Делопроизводство 6.1. Результаты ВСОКО (информационно – аналитические справки, таблицы, диаграммы и др.) оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в течение трех лет. 6.2. По истечении срока хранения документация по результатам ВСОКО передается в архив МБДОУ. Приложение 1 Утверждено приказом МБДОУ № 86 «Березка» г. Калуги от 30 августа 2021 № 103/04-06, изменениями от 16 декабря 2021 №135а/04-06, от 01.03.2023 № 24/04-06 Программа внутреннего мониторинга качества образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 86 «Березка» города Калуги Блок 1. Качество условий реализации основной образовательной программы – программы дошкольного образования № Направления Предмет мониторинга п/п мониторинга 1.1.Психолого-педагогические 1 Качество условия условий реализации основной образовательной программы Индикаторы Методы и средства Срок сбора данных 1 раза в год Уважительное отношение педагога к достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях Использование в Анкетирование образовательной деятельности родителей, форм и методов работы с детьми, открытые соответствующие их мероприятия, возрастным и индивидуальным наблюдение в особенностям течение дня, анализ рабочих Построение образовательной программ деятельности на основе педагогов, взаимодействия взрослых с анализ детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого планирования деятельности ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития Поддержка педагогом положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах Итоговая статистика Заведующий, Справки, ст. воспитатель, аналитическая экспертная справка за год группа Ответственные деятельности 1.2. Развивающая предметно пространственная среда образовательной деятельности организации Поддержка инициативы и самостоятельности детей в деятельности, специфических для них видах деятельности Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения Поддержка родителей (законных представителе й) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность Защита детей от всех форм физического и психического насилия Содержательная насыщенность Анкетирование 1 раза в год родителей, анализ рабочих программ Безопасность развивающей педагогов, в том предметно-пространственной числе среды адаптированных, Трансформируемость анализ пространства планирования деятельности, Полифункциональность открытые материалов мероприятия, наблюдение Вариативность развивающей в течение дня за предметно-пространственной педагогвами среды ст. воспитатель, Справки, аналитическая справка за год Доступность развивающей предметно--пространственной среды 1.3. Информационно - методические условия организации образовательной деятельности Информационная поддержка образовательной деятельности на основе современных информационных технологий 1 раза в год ст. воспитатель, Справки, аналитическая экспертная справка за год группа Укомплектованность печатными и электронными информационными образовательными ресурсами. Анализ Анкетирование Степень удовлетворенности участников Опрос образовательных отношений осуществлением образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации 1.4. Финансовые условия Состояние организационнометодической работы с педагогическими работниками дошкольной образовательной организации Расходы на оплату труда работников, 1 раза в год реализующих ООП ДО Расходы на приобретение средств обучения, соответствующих материалов Анализ Информация о финансовом документации обеспечении, Анализ представленная на официальном сайте официального сайта образовательной организации ДОО Предоставление дополнительных Анализ документации образовательных услуг, в том числе платных Заведующий, Отчеты, справки 1.5 Материально-технические Требования к материальнотехническому обеспечению условия программы 1 раза в год Требования к оснащенности информационно-коммуникативными средствами, используемыми в целях образования 1.6. Кадровые условия Требования к состоянию и содержанию территории, зданий и помещений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами Требования к контролю организации питания Требования к охране здания и территории Требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности Требования к информационному обеспечению Требования к доступной среде Укомплектованность педагогическими кадрами Образовательный ценз педагогических кадров Уровень квалификации педагогических кадров Непрерывность профессионального образования педагогических кадров. Участие педагогов в городских, областных, всероссийских мероприятиях презентующих опыт систематизация и анализ педагогов ДОО. Активность в профессиональных сообществах. Завхоз Акт старший воспитатель Сбор цифровых данных Наблюдения 1 раза в год Заведующий Справка 1 раза в год Заведующий Аналитическая справка Анализ % участников Блок 2. Результативность деятельности ДОО 2 Результативность образовательной деятельности в 2.1 Участие воспитанников в Участие и наличие победителей на разных уровнях конкурсах и фестивалях (в том числе во Анализ. ДОО всероссийских и международных), выставках, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях и других массовых мероприятиях Доля посещаемости 2.2. Участие педагогов в конкурсах и фестивалях (в том воспитанниками дошкольного образовательного учреждения (в числе во среднем за год), доля пропусков всероссийских и по болезни. международных), Отсутствие травматизма выставках, конференциях, Увеличение доли детей высоких семинарах и т.п 2.3 Укрепление и сохранение показателей педагогической диагностики освоения детьми здоровья ООП по сравнению с воспитанников предыдущим периодом. 2.4. Результаты Наличие положительных отзывов педагогической педагогам и СОШ о готовности диагностики (внутренние) детей к школе 1 раза в год Анализ документации (табеля посещаемости, листы здоровья ) Старший воспитатель экспертная группа Статистические отчѐты Самообследование отчет, справки Наблюдение, диагностика Наблюдения, диагностика, анализ документации 2.5. Готовность к обучению в школе 2.6. Удовлетворённость родителей Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных компетентностью работников ОО, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг 1 раза в год Анкетирование, опрос Старший воспитатель экспертная группа Аналитическая справка Заведующий Отчет, самообследование Блок 3. Качество управления ДОО 3 Качество управления ДОО 3.1. Соответствие деятельности ОУ требованиям законодательства в сфере образования Наличие программы развития и другие локальные, нормативны е акты. Отсутствие предписаний надзорных органов. Отсутствие объективны обращений (жалоб) граждан по поводу конфликтных ситуаций и 1 раза в год анализ документации уровень решения конфликтных ситуаций 3.2. Организация образовательной деятельности, в том числе дополнительных образовательных услуг 3.3. Реализация программ по сохранению и укреплению здоровья детей 3.4.Реализация инклюзивного образования в ОО Результативность реализации ООП ДОО. Доля детей, пользующихся платными дополнительными Степень удовлетворенности родителей качеством освоения ООП ДОО, платных, бесплатных дополнительных образовательных услуг. Наличие программы здоровья. Качественная реализация системы мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья воспитанников. Снижение заболеваемости воспитанников. Организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья воспитанников: - снижение заболеваемости до 10%, - снижение заболеваемости до 5%. Отсутствие в рассматриваемый период несчастных случаев с детьми, сотрудниками учреждения. Качественная организация питания воспитанников Наличие утвержденного руководителем ДОО паспортов безопасности ДОО и др. Наличие 1 раза в год Анализ документации, опросы, анкетирование Заведующий, Справка Экспертная рабочая группа 1 раза в год анализ документации, отсутствие предписани Анализ документации. Заведующий Экспертная рабочая группа Самообследован ие – отчет, справки 1 раза в год Заведующий Аналитическая Экспертная справка, отчеты рабочая группа системы видеонаблюдения. Наличие «тревожной кнопки» или другой охранной сигнализации. Наличие огороженной территории для прогулок. Оценка родителями обучающихся условий, созданных в ДОО, как безопасных для пребывания детей документов 3.5. Комплексная безопасность 3.6. Открытость и доступность для участников ОО Наличие утвержденного руководителем ДОО паспортов безопасности ДОО и др. Наличие системы видеонаблюдения. Анализ Наличие «тревожной кнопки» или документации. другой охранной сигнализации. Наличие огороженной территории для прогулок. Оценка родителями обучающихся условий, созданных в ДОО, как безопасных для пребывания детей Полнота и актуальность информации об организации, размещенной на официальном сайте сети «Интернет». Анализ сайта, Доступность взаимодействия с анкетирование получателями участников образовательных услуг по телефону, по образовательных электронной почте, с помощью отношений электронных сервисов, предоставляемых на официальном сайте организации в сети Интернет 1 раза в год Заведующий Экспертная рабочая группа 1 раза в год Заведующий Отчет Экспертная рабочая группа