доп.программа Школа здоровья

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 86 «Березка»
города Калуги
«Принята»
на педагогическом совете
протокол № 1
«30» августа 2021 г.

«Утверждена»
Приказом № 103/04-06
от «30» августа 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности

«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»
Возраст обучающихся _5-7 лет_
Срок реализации _1 год_____

Автор-составитель: Смыкалова Евгения Васильевна
(фамилия, имя, отчество)

Должность: __воспитатель____

Калуга, 2021 г.

Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы контроля
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования детей «Школа здоровья» (далее
Программа)

физкультурно-спортивной

соответствии с:

направленности

разработана

в

− Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об

образовании в РФ». − Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008
г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Новизна программы
Существует

множество

программ

имеющих

физкультурно-

оздоровительную направленность. Новизна данной программы заключается в
подборе материалов занятий, ориентированных на профилактику детей
нашего детского сада. Программа состоит из двигательных игр, упражнений,
бесед о здоровом образе жизни, дыхательной гимнастики, массажа и
самомассажа и других форм физкультурно-спортивно-оздоровительной
работы.
Актуальность программы
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма –
одна из основных проблем в современном обществе, так как здоровье основное условие, определяющее своевременное физическое и нервнопсихическое развитие ребѐнка, фундамент его дальнейшего благополучия.
Ведь именно в дошкольный период формируются основы физического и
психического здоровья ребѐнка, вырабатываются определѐнные черты
характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки.
Таким

образом,

проблема

состояния

здоровья

подрастающего

поколения была и остаѐтся достаточно актуальной. Многие учѐные
отмечают: на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась

тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья
детей.

По данным общероссийской статистики, количество абсолютно

здоровых детей в дошкольных учреждениях не превышает 10%. Среди
причин такого плачевного состояния – резкое ухудшение качества здоровья
новорожденных,

ухудшение

экологической

обстановки,

кроме

того,

мышечная нагрузка у детей уменьшается в силу объективных причин: из-за
нехватки времени у современных родителей, дети страдают гиподинамией;
многие из родителей больше ориентированы на интеллектуальное развитие
своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков, где
детям приходится большое количество времени проводить сидя). Все эти и
ряд других причин приводят к увеличению количества детей с нарушением
осанки, плоскостопием, заболеванием органов дыхания. Именно поэтому
возрастает роль детского сада в профилактике заболеваний опорнодвигательного аппарата.

Осанка формируется с самого раннего детства и

зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы,
связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их
развития, физиологических изгибов позвоночника.

Наиболее частыми

нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие
лопатки, сведенные плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость. Важно как
можно раньше начать профилактику нарушений осанки или коррекцию
имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли
проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в
мышцах туловища. Самые лучшие средства для профилактики нарушений
осанки: движение во всех видах, подвижные игры на воздухе, утренняя
гимнастика, закаливание, достаточное освещение и правильно подобранная
мебель, постоянное наблюдение за позой ребенка во время игры, занятий,
специальные комплексы упражнений.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного
возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании,
отбивании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости,

ритмичности,

согласованности

движений,

совершенствуют

пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объѐма
развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают
подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они
укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке
хорошей осанки. Систематические игры и упражнения с мячом активно
влияют

на

совершенствование

психических

процессов:

силы,

уравновешенности, подвижности. Совместное выполнение упражнений с
мячом (в парах, втроѐм, в кругу) – прекрасная школа приобщения ребѐнка к
коллективу. В играх, которые проводятся в команде, он учится слаженно
работать с партнѐрами. Мяч по популярности занимает первое место в
царстве детской игры. Поэтому упражнения с мячом занимают одно из
главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми и стали
основой для составления данной программы. Программа обеспечивает
достижения воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и
достаточный уровень развития ребѐнка для успешного освоения им в
дальнейшем основной общеобразовательной Программой начального общего
образования по предмету «Физическая культура».
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7
лет).
Характеристики особенностей развития детей:
Возрастной период от 5 - 7 лет называют периодом «первого
вытяжения»; за один год ребѐнок может вырасти до 7 - 10 см., на протяжении
шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200 г, а роста - 0,5
см. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный
аппарат, мускулатура) ребѐнка к пяти - шести годам ещѐ не завершено.
В этом возрасте у ребѐнка хорошо развиты крупные мышцы туловища
и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук.
Поэтому дети относительно легко усваивают упражнения в ходьбе, беге,
прыжках, метании. В возрасте 4-7 лет улучшается координация движений.

Дети способны выполнять упражнения более правильно и осознанно. Они
уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, появляется
доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой
переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию взрослого
или требуемой ситуацией. В этом возрасте совершенствуются основные
процессы ЦНС: возбуждение и особенно торможение, и несколько легче
формируются все виды условного торможения. Интенсивно формируется
сердечно - сосудистая система. Средняя частота пульса к 6-7 годам
составляет 92-95 ударов в минуту. Размеры и строение дыхательных путей
дошкольника отличаются от таковых от взрослого. Жизненная ѐмкость
лѐгких невелика, поэтому он дышит чаще, в среднем 25 раз в минуту.
Исследования по определению общей выносливости детей (на примере
беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности
сердечно – сосудистой и дыхательной систем у детей этого возраста
достаточно высокие.
Формы обучения:
Для обучения детей действиям с мячом организуются специальные занятия,
которые имеют традиционную структуру и состоят из трѐх частей:
1 Часть (вводная) включает в себя различные виды ходьбы и бега или
комплекс ритмической гимнастики.
2 Часть (основная) состоит из комплекса ОРУ с разными видами мячей,
упражнения для кистей рук с мелкими предметами,

двух видов ОВД с

мячами, подвижных игр и дыхательных упражнений.
3 Часть (заключительная) организовывается в виде релаксации или
просмотра презентаций, видеороликов, мультфильмов.
Срок освоения программы – 1 год
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин.
1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:

Укрепления опорно-двигательного аппарата детей

дошкольного возраста. Овладение детьми действиями с мячом на более
высоком уровне, умением играть в спортивные игры с мячом, развитие у
дошкольников «чувства мяча».
Задачи:
Оздоровительные:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в
том числе их эмоциональное благополучие;
- способствовать совершенствованию деятельности основных систем
организма

(нервной,

физического

сердечно-сосудистой,

развития,

физической

дыхательной),

улучшению

подготовленности

детей.

Образовательные:
- познакомить детей с историей, правилами и элементами спортивных
игр: баскетбол, пионербол, волейбол, футбол;
- учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и
правила, выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с
мячом.
Развивающие:
- развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость,
ориентировку в пространстве, глазомер;
- формировать простейшие технико-тактические действия с мячом:
передача мяча, бросок через сетку, забрасывание в корзину, подача мяча,
блокирование, ведение мяча ногами, удар по воротам и умение применять их
в игровой ситуации;
- развивать способность действовать мячом на достаточно высоком
уровне.
Воспитательные:
- формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности
здорового образа жизни;

- воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно
поставленной цели;
- воспитывать умение действовать в коллективе, соотносить свои
действия с правилами, действиями товарищей.
1.3 Содержание программы
Учебный план
Части

Наименование раздела

I

Диагностика

I

Количество
часов
2

Совершенствование двигательных умений

Практический материал

Теоретиче
ский
материал

II

Техника безопасности во время бега, ходьбы,
лазания по шведской стенке, в прыжках
Во время бега и ходьбы соблюдать дистанцию, не
наталкиваться друг на друга. Игры и упражнения
на развитие двигательных навыков физических
качеств упражнения в ползание Ходьба и ползание
по гимнастической скамейке из разных исходных
положений Формирование навыка рациональной
техники
бега
Совершенствование
ходьбы,
добиваясь непринужденности и красоты походки
Овладение
определенными
двигательными
умениями и навыками, а также приемами ведения
мяча.

1

9

Теоретич
еский
материал

Общие сведения о технике безопасности во время
проведения игр

1

Практиче
ский
материал

Развитие физических качеств

Игры, направленные на развитие физических
качеств
(силы,
выносливости,
гибкости,
подвижности в суставах, ловкости).

8

III
Теоретическ
ий материал

Овладение действиями с мячом
Знакомство с историей возникновения мяча, с
различными видами спорта с использованием мяча:
волейбол, баскетбол, футбол и др.

1

Практически
й материал

Броски, передача мяча. Отбивание мяча одной
рукой от пола. Перебрасывание мячей,
забрасывание мяча в корзину, бросание и ловля
мяча, введение мяча.

IV

12

Диагностика

Всего

36

Содержание учебного плана
Примерное содержание

Название занятия

Совершенствование двигательных умений
«Юные спортсмены»

«В цирке»

«Вырос в поле урожай»

«У царя обезьян»

«Тренировка для рук и
ног»

«Чтобы сильным быть и
ловким, всем нужна нам
тренировка»
«В лесу»

1.Упражнения на укрепления мышц спины и брюшного
пресса.
2. Эстафета «Кто быстрее»
3. Релаксация «Покачаемся на волнах»
1.Разминка «Весѐлые шаги»
2. Упражнения на укрепления мышц спины и брюшного
пресса.
3. Дыхательное упражнение «Силачи»
4. Игровые упражнения: «Медуза», «Гусеница», «Улитка»
5. Игра «Тараканчики»
6. Упражнение «Дрессированные белки»
1.Упражнения в ходьбе и беге
2. ОРУ на гимнастических матах из и.п. лежа на животе и
спине
3. Упражнение «Лазание по гимнастической лестнице»
4. Самомассаж стоп
5. П/и «Зайцы в огороде»
6. Релаксация «Ветер»
1. Ходьба с различным выполнением заданий
2. Упражнение «Пройди через болото»
3. Упражнение в висе.
4. Упражнение «Положи банан»
1. Комплекс упражнений «Веселая маршировка»
2. Упражнение «Собери небоскреб» (кубики стопами)
3. Упражнения на укрепления мышц спины с гимнастической
палочкой
4. «Сиамские близнецы» (упражнения в парах)
1. Упражнение «Прыгалка»
2. Комплекс пластической гимнастики
3. Упражнения на самовытяжения
4. П/И «Не урони»
5. Упражнение «Рисуем ногами»
1. Ходьба и бег с различным выполнением заданий. 2. ОРУ
без предметов
3. Самомассаж массажными мячами

«Кто спортом
занимается, тот силы
набирается»

«Путешествие на остров
Здоровья»

«Незнайка в стране
здоровья»

«История игр с мячом»

«Подбрось, поймай»

«Мой веселый, звонкий
мяч»

«Ловкий мяч»

«Играем в футбол»

4. П/И «Кто быстрее»
5. Упражнение «Колючая трава»
1. Ходьба и бег с различным выполнением заданий
2. ОРУ с шариками из сухого бассейна
3. Игровые упражнения «Попади», «Точно в цель», «Сбей
шары»
4. П/И «Сокровища и стражник»
5. Упражнения для глаз «Вправо-влево», «Вверх-вниз»,
«Шарик-носик»
1. Разминка «Весѐлые шаги»
2. Дыхательное упражнение «Радуга, обними меня»
3. Игровые задания с мячами
4. П/И «Быстрый и ловкий»
5. Дыхательное упражнение «Воздушный шар»
Развитие физических качеств
Разновидности ходьбы и бега
2. Упражнение «Ровная спина»
3. Лазание по гимнастической стенке разными способами
4. Упражнение «Здоровые ножки»
5. П/и «Удочка»
Овладение техникой ведения мяча
Знакомство детей с историей возникновения игр с мячом:
баскетбол, волейбол, футбол.
1 Часть: Ходьба с заданием для рук, подскоки и прыжки на
двух ногах с продвижением вперѐд. Ходьба.
2 Часть: ОРУ с большим мячом. Упр-е для кистей рук с
мячиком для пинг-понга.
ОВД 1.Катание мяча «змейкой» между предметами.
2.Бросание малого мяча вверх и ловля его одной рукой.
П/И «Попади в цель». П/И «Шмель».
Дых. упр-я «Смешинка» «Шарик лопнул».
1 Часть: Ходьба приставным шагом боком, прямо. Бег
«покажи пятки». Ходьба.
2 Часть: ОРУ с малым резиновым мячом. Упр-е для кистей
рук с брусочком.
ОВД 1.Отбивание мяча о пол двумя руками, стоя на месте.
2.Прокатывание мяча с горки.
П/И «Мяч сквозь обруч». П/И «Ловишки с мячом».
Дых. упр-я «Подуй на листик» «Летят мячи».
Ритмическая гимнастика «Антошка».
2 Часть: ОРУ с мячом. Упр-е для кистей рук с карандашом.
ОВД 1.Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (10 раз
подряд). 2.Прокатывание мяча по полу между предметами
«змейкой», до ориентира, вокруг ориентиров.
П/И «Мяч в кругу». П/И «Догони мяч».
Дых. упр-я «Лесной воздух» «Маятник».
1 Часть: Ритмическая гимнастика «Мы маленькие дети».
2 Часть: ОРУ с мячом. Упр-е для кистей рук с цилиндром.
ОВД 1.Удерживание мяча на голове как можно дольше.
2.Отбивание мяча коленом.

«Баскетболисты»

«Отбивание мяча»

«Веселый волейбол»

П/И «Мы – футболисты».
Дых. упр-я «Художники» «Дятел».
3 Часть: Релаксация «Аромапалочка».
Просмотр видеоролика с урока физкультуры учеников
начальной школы
1 Часть: Ритмическая гимнастика «Барби».
2 Часть: ОРУ с воздушным шаром. Упр-е для кистей рук с
брусочком.
ОВД 1.Отбивание мяча о пол двумя руками, продвигаясь
вперѐд шагом в прямом направлении ( R-5м).
2.Метание малого мяча в верт. цель (h-2 м).
П/И «Не упусти шарик». П/И «Мяч об пол».
Дых. упр-я «Хлопушка» «Молодцы».
1 Часть: Ритмическая гимнастика «Буратино».
2 Часть: ОРУ с малым резиновым мячом. Упр-е для кистей
рук с цилиндром.
ОВД 1.Отбивание мяча о стенку с хлопком, с поворотом,
отскоком от пола.
2.Забрасывание малого мяча в напольную корзину.
П/И «Подвижная мишень». П/И «Быстрый мячик».
Дых. упр-я «Вырасти большой» «Стѐклышко».
3 Часть: Релаксация «Сказочный сон»
1 Часть: Ритмическая гимнастика «Знаменитое кантри».
2 Часть: ОРУ с воздушным шаром. Упр-е для кистей рук с
цилиндром.
ОВД 1.Забрасывание мяча в баскетбольную корзину.
2.Перебрасывание мяча друг дугу через шнур.
П/И «Мяч навстречу мячу». П/И «Успей поймать».
Дых. упр-я «Художники» «Дятел».
3 Часть: Релаксация «Аромапалочка»

1.4 Планируемые результаты
1. Ребѐнок выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег,
прыжки, метание). Ребѐнок умеет перебрасывать мяч друг другу снизу,
из-за головы (расстояние 3-4 м), из положения, сидя ноги скрестно, через
сетку.
2. Ребѐнок может бросать мяч вверх, о пол, ловить его двумя руками (не
менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, с поворотами.
3. Ребѐнок легко отбивает мяч правой и левой рукой поочередно на месте и
в движении, перебрасывает набивные мячи.
4. Ребѐнок владеет метанием на дальность (6-12 м) левой и правой рукой;
метанием в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя);

метанием в горизонтальную и вертикальную цель (с расстояния 4-5 м);
метанием в движущуюся цель.
5. Ребѐнок освоил элементы спортивных игр:
Баскетбол
-умеет передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от
плеча),
-умеет перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди в движении,
-умеет ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой,
сбоку, снизу, у пола и т.п.) и с разных сторон,
-умеет забрасывать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча,
-умеет вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую,
передвигаясь по сигналу.
Волейбол
-умеет выполнять отбивание мяча после подачи соперника через сетку,
-умеет производить подачу надувного мяча одной рукой снизу, сверху,
-выполняет простейшие правила игры. Футбол
-умеет передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на
месте,
-умеет вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в
предметы, забивать мяч в ворота.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Объем
образовательной
нагрузки
по
платной
дополнительной
образовательной услуге по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Школа здоровья» для детей 5-7 лет на
2020/21 учебный год, с 01 октября 2020 г. по 31 мая 2021 г. (8 мес).
Объем образовательной нагрузки
в неделю
в месяц
в год
2
8
64

Наименование
блока
«Школа здоровья»

2.2 Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы
Для реализации программы «Школа мяча» в детском саду имеется
спортивный

зал,

с

нанесѐнной

на

полу

разметкой.

соответствует требованиям программы.
Спортивный инвентарь:
1. Мячи:
-резиновые (малые, средние, большие) (по 12 шт.);
-малые пластмассовые (12 шт.);
-массажные резиновые (12 шт.)
-баскетбольные (3 шт.)
-волейбольные (2 шт.) -футбольные (2шт.)
2. Воздушные шарики (12 шт.)
3. Фитболы (3 шт.)
4. Цветные клубки (12 шт.)
5. Мелкие предметы для развития кисти руки:
-мячики для пинг-понга
-пластмассовые массажные мячики
-мячики для большого тенниса
6. Баскетбольные корзины (2 шт.)
7. Напольные корзины (4 шт.)
8. Шнур для натягивания (2шт.)
9. Волейбольная сетка (1 шт.)

Оборудование

10. Футбольные ворота (2 шт.)
11. Обручи (10 шт.)
12. Кубики (20 шт.)
13. Кегли (20 шт.)
14. Гимнастические скамейки (4 шт.)
15. Мишени (2 шт.)
16. Коврики (12 шт.)
17.Свисток (2 шт.)
Технические средства обучения:
-магнитофон;
- USB-флеш-накопитель (музыка для ходьбы, бега, ритмической гимнастики,
релаксации, презентации, видеоролики, мультфильмы);
- мультимедийное оборудование
2.3 Формы контроля
- итоговые занятия;
– соревнования;
- игры, эстафеты;
- оформление фотостенда;
- физкультурные досуги.
2.4 Оценочные материалы
Метод диагностики: тестовые задания на выявление уровня владения мячом.
Критерии оценки выполнения:
3 балла – правильное выполнение движений, навык сформирован и
автоматизирован;
2 балла – неправильное выполнение после третьего движения, есть
отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован;
1 балл – ребѐнок не может выполнить задание уже на втором движении;
0 баллов – отказ от выполнения движения.

Диагностика по определению уровня усвоения программы
ФИ

№

Суммы
баллов,
уровень

ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ

ребенка

волейбол

футбол

элементы
спортивных
игр

баскетбол

В баскетбольную корзину
после ведения с фиксацией
остановки

Одной рукой от пола,
продвигаясь бегом

стоя на месте из-за головы

забрасывание

В баскетбольную корзину,

отбивание

от стены

В парах с поворотом кругом

Вверх и ловля одной рукой

бросание

2.5 Методическое обеспечение программы
1. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. М.,1983.
2.

Алексанрова

Е.Ю.

Оздоровительная

работа

в

дошкольном

образовательном учреждении. Волгоград, 2007.
3. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие
упражнения в детском саду. М., 1990.
4. Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. М., 1983.
5. Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой. М., 1982.
6. Конеева Е.В. Детские подвижные игры. РНД., 2006.
7. Николаева Н.И. «Школа мяча». М., 2008.
8. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с дошкольниками. М., 1988.
9. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития
ребѐнка. М., 2008
10.Филлипова

С.О.

Спутник

руководителя

физического

воспитания

дошкольного учреждения. СПб., 2005
11.Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. М., 2011.
12.Яковлева Л.В. Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет.
Владос,2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».